Кафедра иностранных языков

Девиз кафедры: NUILA DIES SINE LINEA – НИ ДНЯ БЕЗ ЗНАНИЙ

Кафедра иностранных языков осуществляет высококвалифицированную подготовку по иностранным языкам будущих специалистов различных сфер профессиональной деятельности. Преподаватели кафедры ведут занятия на всех факультетах, в магистратуре и аспирантуре. Осуществляется профессиональная переподготовка по дополнительному образованию «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».

На кафедре работают 12 преподавателей, в том числе 8 кандидатов филологических наук: профессор Ярмолинец Л.Г., доценты: Анисимова О.Б., Бессарабова Н.В., Назарова И.П., Осадчая В.П., Сивакова Е.В., Терпелец Ж.А., Шарикова Ф.Н.; кандидат психологических наук доцент Душко М.С.; старшие преподаватели: Гетман Е.И., Иванова О.Л., Марьян Н.И.. Каждый из преподавателей вносит свой вклад в развитие кафедры, сохраняя при этом все то, что было накоплено за предыдущие годы - мудрость и опыт, умение разговаривать со студентами, коллегами, знание особенностей их характера и стремление опираться на то лучшее, что есть в каждом – вот что способствует созданию здоровой атмосферы творческого коллектива.

Учебно-методическая работа

Преподавание ведется по инновационным технологиям, основанным на принципах коммуникативного и интерактивного обучения.

Можно выделить следующие особенности обучения иностранному языку в ФГБОУ ВО КГУФКСТ:

  • понимание языка как одного из аспектов социальной деятельности человека и как средства общего образования и воспитания студентов путем приобщения к иной культуре;

  • учет прагматических целей изучения иностранного языка будущими специалистами профессиональной сферы, для которых ведется подготовка в вузе;

  • компетентностный подход при рассмотрении процесса обучения иностранным языкам;

  • использование положений суггестии, интенсивных и интерактивных методов при обучении общению;

  • учет лингвистических особенностей профессионального дискурса предметной сферы деятельности выпускников вуза.

За последние пять лет преподавателями разработаны и внедрены в практику обучения 28 учебных пособий. Пособия Olympic Winter and Paralympic Winter Games Sports рекомендовано Учебно-методическим объединением высших учебных заведений в области физической культуры в качестве учебного пособия для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность.

Принимая во внимание современную ситуацию в российской системе образования, кафедра ищет резервы модернизации процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе, реализует новую языковую политику в области лингвистического образования.

Научная работа

Постоянный творческий поиск ответа на вопросы: «чему учить?», «как учить?», «посредством чего учить?» нашел отражение в разработке тем научного исследования кафедры: «Язык для специальных целей в спортивном вузе», а затем «Иностранный язык в аспектах профессиональной коммуникации», а также спортивный дискурс как вербальное воплощение сферы физической культуры и спорта.

В настоящее время преподаватели кафедры работают над темой «Лингво-дискурсивные характеристики языка спорта». Исследование реализуется в рамках деятельности научной школы по направлению 13.11.21 Культура и её специализированные сферы. Работа нацелена на определение статуса спортивного дискурса в общей системе языка, его всесторонний (лексический, прагматический, функционально-семантический, жанровый, др.) анализ, описание терминологической составляющей.

Исследовательская работа затрагивает следующие аспекты: терминология (Ярмолинец Л.Г., Осадчая В.П., Назарова И.П.), жанровая специфика (Ярмолинец Л.Г., Анисимова О.Б., Шарикова Ф.Н., Бессарабова Н.В.), гендерный аспект (Терпелец Ж.А.), этнокультурная составляющая (Ярмолинец Л.Г., Бессарабова Н.В., Терпелец Ж.А., Душко М.С.), когнитивно-прагматический аспект (Сивакова Е.В.), психологический аспект (Душко М.С.).

Результаты научных изысканий нашли отражение в большом количестве публикаций, научных докладов и учебных пособий, используемых в учебном процессе. Все издания внедрены в учебный процесс университета.

Ежегодно сотрудники кафедры участвуют во всероссийских, международных и вузовских конференциях. Таким образом, достигается интеграция образовательной и научно-исследовательской деятельности кафедры, что способствует качественной подготовке студентов.

Успешно проходит защита выпускных квалификационных работ на иностранном языке. Все это осуществляется благодаря таким блистательным преподавателям, ученым, энтузиастам своего дела, как профессор Ярмолинец Л.Г., доценты Анисимова О.Б., Бессарабова Н.В., Душко М.С., Осадчая В.П., Терпелец Ж.А., Шарикова Ф.Н.

Студенческие научные конференции – яркий показатель мотивированности студентов в изучении иностранных языков. На конференциях выступают студенты с различным языковым уровнем, но с огромным творческим потенциалом, желанием поделиться интересной информацией, принять участие в дискуссиях на иностранном языке.

Основные направления, которые объединяют студенческое научное общество кафедры иностранных языков – межкультурная коммуникация и иностранный язык в профессиональной сфере.

Ежегодно студенты под руководством преподавателей кафедры иностранных языков представляют на секционном заседании доклады на английском, немецком языках, выполненные на основе мультимедийных технологий. Результаты совместной работы преподавателей и студентов публикуются в научных сборниках.

Воспитательная работа

Преподаватели кафедры уделяют большое внимание созданию контекстной мотивации, одним из компонентов которой являются интерактивные занятия с элементами деловой игры. Эти занятия, разработанные в рамках диссертационного исследования, ежегодно проводятся на первом курсе всех факультетов («Sport speaks English», «If you don’t know the language you are not in the profession»). Главная задача подобных уроков – показать профессиональные перспективы использования иностранного языка. Первокурсники принимают активное участие в разнообразных заданиях и демонстрируют имеющиеся знания в области культуры, истории, страноведения изучаемого языка, и, что немало важно, ощущают ситуацию успеха. Непосредственное общение с приглашёнными высококлассными специалистами, профессионалами своего дела, наглядно доказывает необходимость использования иностранного языка в будущей профессии и важность его изучения.

Весенний марафон «Мы изучаем иностранные языки» это своего рода PR-акция, включающая ряд мероприятий. Среди них выставка стенных газет и фоторабот студентов «Мы изучаем иностранный язык», стенд «Центр языковой подготовки», брошюры, формирование банка информационно-справочных материалов, которые размещены на стенде.

Продемонстрировать высокий уровень языковых знаний и умений студенты могут на олимпиаде по иностранному языку, которая охватывает широчайший спектр номинаций (лучший переводчик; лучший декламатор; лучшее владение различными видами чтения на иностранном языке; лучший знаток грамматики, лексики и страноведения). Участники конкурса проектов «Мы изучаем иностранные языки» в своих работах отражают возможность использования иностранного языка в профессиональной деятельности, а отдельные работы даже содержат практические советы по изучению и использованию иностранного языка в профессиональных целях. Например, как быстро запомнить новые слова, возможности использования электронного словаря и т.д.

Творческий потенциал студентов полностью раскрывается на ежегодном гала-концерте «Мы изучаем иностранные языки». В программе концерта – танцы, песни, стихи, сказки, сценки на английском, немецком и французском языках. Призёры проведенных конкурсов получают заслуженные награды, а гости и зрители - незабываемые впечатления от грандиозного праздника. На концерт приглашаются выпускники вуза, которые делятся своей историей успеха профессионального становления, важной составляющей которого является блестящее владение иностранным языком.

Много лет студенты участвуют во Всероссийском фестивале вузов физической культуры в номинации «Лингва» и занимают призовые места.
Внеаудиторная работа по иностранному языку даёт возможность студентам использовать иностранный язык как средство общения, демонстрирует широкие возможности его применения, доказывает необходимость изучения этого довольно сложного предмета.